Какая работа сейчас есть в Беларуси?
Возможно, нарушаются Ваши права на работе? Спросите юриста, как себя вести. Это бесплатно
Потеря рабочего места — вещь неприятная. Но вместе с тем не катастрофическая, главное, чтобы период «переживаний на диване» не затянулся. Ведь уже через две-три недели паузы почти гарантирована глубокая депрессия, а перерыв более чем на полгода может и вообще «уничтожить» желание работать. Здесь в лучшем случае чуть ли не единственным «собственным» источником для существования станет помощь по безработице. А ее размер сегодня ничтожный — в среднем чуть более 40 тысяч белорусских рублей.
Противоположное и наиболее радикальное средство решения проблемы — начало своего дела. Частенько своеобразным толчком здесь является экстремальная ситуация, причем это наблюдение косвенно подтверждает статистика. Если в позапрошлом году денежную помощь на организацию собственного бизнеса через службу занятости получило практически одинаковое количество безработных женщин и мужчин, то в 2009 году, в связи с обострением проблемы трудоустройства, пропорция изменилась в пользу последних — представители «сильной половины» резко активизировались, на их долю выпало 68% «предпринимательской» господдержки.
Но самый популярный вариант — устройство на вакансии, которые есть. Количество предложений работникам сократилась, однако свободные места у большинства регионов есть. И прежде всего рабочая сила требуется в крупных и «проблемных» на сегодня промышленных городах. Например, столице требуется много маляров-штукатуров (как правило, организации ищут людей на зарплату в 800 тысяч — 1,2 миллиона рублей), столяров (300-900 тысяч), водителей автомобиля (600-900 тысяч), кровельщиков (850 тысяч — 1 миллион), монтажников (600 тысяч — 1 миллион), маляров (600 тысяч — 1,9 миллиона), барменов (350-600 тысяч), официантов (300-600 тысяч), поваров (300 тысяч — 1,2 миллиона), электриков (300 тысяч — 1,1 миллиона), сантехников (300-900 тысяч в месяц).
Справедливости ради следует заметить, что устройство на свободные места возможно при одном существенном условии — наличия «нужной» специальности. Получить ее можно через те же службы занятости. И, к слову, мужчины пользуются такой возможностью все чаще. Однако с существенной оговоркой.
— Как правило, мужчины с большей готовностью идут на небольшую по времени подготовку или переподготовку, — отмечает начальник отдела профобучения и профориентации Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Лариса Коткова. — Интерес к водительским курсам продолжительностью в полтора месяца больше, чем, скажем, к обучению на более «денежного» маляра-штукатура продолжительностью в полгода. Ведь мужчине надо как-то жить и кормить свою семью. А размер стипендии — очень маленький. Он составляет всего от 1 до 3 базовых величин, или от 35 до 105 тысяч рублей.
Между тем, констатируют в Министерстве труда и социальной защиты, проблема на самом деле существует. И сегодня увеличение стипендий при профподготовке или переподготовке через службы занятости — задача одна из главных. «Мы не должны «терять» работников-мужчин, — отмечает Николай Коханов. — Тем более, что всем известно: из-за демографических проблем общее количество граждан в трудоспособном возрасте начинает сокращаться».
Сергей ГРИБ.
В записи нет меток.